Предметно-манипулятивная деятельность
- Предметно-манипулятивная деятельность
- [лат. manipulatio — ручной прием, действие] — деятельность ребенка, содержанием которой являются предметные манипуляции. В отличие от предметной деятельности, содержанием которой являются истинно предметные действия, здесь речь идет не о культурно обусловленных способах употребления предметов, а лишь о приспособлении к их физическим свойствам. П.-м. д. характерна для детей младенческого возраста, хотя наблюдается и у более старших детей. М.И. Лисина рассматривает П.-м. д. как ведущую деятельность второго полугодия жизни, на основе которой в конце первого — начале второго года жизни формируется предметная деятельность, выступающая в качестве ведущей в раннем возрасте. Уровень развития П.-м. д. служит одним из важнейших критериев успешности психического развития ребенка во втором полугодии жизни. Основными показателями уровня развития П.-м. д. являются: 1) количество видов действий; 2) численность действий; 3) живость (количество действий, совершаемых ребенком в единицу времени); 4) уровень развития предметных манипуляций; 5) эмоциональная окраска; 6) степень включенности П.м. д. в общение со взрослыми. С. Ю. Мещерякова
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.
Смотреть что такое "Предметно-манипулятивная деятельность" в других словарях:
деятельность детская — активное взаимодействие ребенка с внешним миром, в ходе коего происходит онтогенетическое формирование его психики. В ходе деятельности за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение,… … Большая психологическая энциклопедия
деятельность Ведущая — деятельность, которая обеспечивает максимально благоприятные условия развития для человека на данном этапе его социализации. Виды: непосредственно эмоциональное общение, предметно манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Деятельность ведущая — деятельность, под влиянием к рой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. Термин введен отечественным психологом А. Н. Леонтьевым. Д. Б. Эльконин определил следующие виды Д … Педагогический словарь
деятельность ведущая — с позиций подхода деятельностного к изучению психики та деятельность, с коей на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований, в русле коей развиваются другие виды деятельности и закладываются основы для перехода к … Большая психологическая энциклопедия
ведущая деятельность — термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Понятие «В. д.» в дальнейшем использовалось Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики,… … Большая психологическая энциклопедия
Ведущая Деятельность — теоретический конструкт, обозначающий деятельность , в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей… … Психологический словарь
младенческий возраст — Категория. Период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. Специфика. В младенческом возрасте выделяют три этапа: • новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со… … Большая психологическая энциклопедия
ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ — (англ. children with abnormal behavior, problem children). Отклонения в психическом развитии ребенка м. б. вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями ц. н. с. (умственная отсталость … Большая психологическая энциклопедия
Младенческий возраст — возрастной период, охватывающий первый год жизни ребенка. М. в., в свою очередь, подразделяется на три этапа: новорожденность, первое полугодие и второе полугодие жизни. Этап новорожденности охватывает первый месяц жизни младенца и по… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Ведущей деятельности концепция — совокупность представлений о закономерностях развития психики ребенка, разработанная А.Н.Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. отечественными психологами. Понятие В. д. используется ими в качестве основной характеристики того или… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике